Доклад к педсовету Критериальное оценивание

                                                                

Восточно Казахстанской область

г. Семей

КГУ «СОШ № 31»

Директор школы

Орумбаева Алма Джамбуловна

Доклад к педсовету Критериальное оценивание...

«Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать обще -образовательные школы к уровню преподавания  в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники  школы должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладениями навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»

Из послания Президента РК Н.А. Назарбаева  к народу Казахстана

Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. Современный этап модернизации казахстанской системы образования и науки предполагает доступность для каждого качественного дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые навыки, развить исследовательские и творческие компетенции. Школьное образование республики находится на этапе нового старта, внедряется поэтапно 12-летнее образование, обновляются стандарты школьного обучения для развития функциональной грамотности. В этом году наши первоклассники обучаются по обновлённой общеобразовательной программе, на следующий год по этой программе будут заниматься 1,2 классы и 5,7 классы.

- Что стало причиной подготовки и внедрения обновлённых общеобразовательных программ в рамках обновления содержания среднего образования в школах Казахстана?

Казахстан в рейтинге ВЭФ (всемирный экономический форум) «Исследование расхождений в навыках XXI века» находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.

Главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования  к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения Республики в ряды 30 самых развитых стран мира. Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. 

слайд3

        Термин «критериальное оценивание» впервые использован Робертом Юджином Глейзером   (1963) и характеризует процесс, способствующий   определению соответствия между       достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений обучающихся. Критериальный подход исключает сравнение и зависимость от достижений других обучающихся, а также направлен на информирование об уровне компетентности каждого обучающегося.

«Оценивание  учебных достижений» - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися  результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь.

- Оценивание: Почему это нужно?

В последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным.

                                                                                                                   слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но в то же время мы должны задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные  элементы и многие другие факторы. А влияет система оценивания на формирования учебно-познавательной компетентности учащихся?

Прежде чем говорить об оценивании имеет смысл прояснить некоторые ключевые понятия. В частности всегда говорится о том, что учитель передает знания, учитель транслирует знания. Мы осуществляем важную функцию, но сегодня во всем мире уже соглашаются с тем, что знания передать нельзя. Передается информация. Итак, чем же различаются эти два понятия: информация и знания? И можно ли знания передать?

                                                                                                          слайд 5

 На этих картинках (в такой шутливой форме) отражена суть: информация, которую мы передаем она может сваливаться у ребенка в голове в кучу, а вот знание этой информации уже разложены по полочкам. И важной задачей учителя сегодня является правильное оценивание превращения информации в знания и умения.

                                                                                                          слайд 6

Борис Герасимович Ананьев (советский психолог) говорил: «Отсутствие оценки … является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»

                                                                                                        слайд 7

Система критериального оценивания определяет основы для внесения изменений в действующую практику оценивания учебных достижений обучающихся. Система КО будет направлена на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. Необходимо установить ясные и измеримые критерии оценивания, понятные каждому обучающемуся и его родителям.

                                                                                                        слайд 8

    Чётко выработанный критерий оценивания даст понять:

  • На какой стадии обучения находится обучающийся?
  • Куда он стремится в своём обучении?
  • Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов?

слайд 9

Цель КО  - получение объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление её всем заинтересованным участникам для дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Задачи системы КО:

1.Расширить возможности и функции оценивания в образовательном процессе.

2.Создать условия для постоянного самосовершенствования обучающихся посредством установления регулярной обратной связи.

3.Содействовать      формированию   единых       стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания.

4.Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:

     -обучающимся о качестве их обучения;

     -учителям о прогрессе обучающихся;

     -родителям о степени достижения результатов обучения;

     -органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг.

                                                                                                            слайд 10

Инструктивно – методические документы по КО:

  • Государственный общеобязательный стандарт образования (начальное, основное среднее, общее среднее)
  • Учебная программа
  • Учебный план
  • Порядок проведения критериального оценивания учебных достижений обучающихся в организациях образования, реализующих учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования
  • Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной, основной и общей средней школ
  • Сборник заданий по формативному оцениванию
  • Методические рекомендации по суммативному оцениванию

слайд 11

Содержательное отличие обновленных учебных программ:

  • - принцип спиральности при проектировании содержания предмета
  • - повышение воспитательного потенциала обучения, формирование нравственно-духовных качеств обучающегося
  • - иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций
  • - педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи
  • - наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей
  • - соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков
  • - организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов
  • - системно-деятельностный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания)

слайд 12

Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам:

1.Взаимосвязь обучения и оценивания

Оценивание является неотъемлимой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.

  1. Объективность, достоверность и валидность.

Оценивание предоставляет точную и надёжную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.

  1. Ясность и доступность

Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлечённость и ответственность всех участников образовательного процесса.

  1. Непрерывность

Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.

5.Направленность на развитие

Результаты оценивания инициируют и определяют направление развитие системы образования, школы, учителей и обучающихся.

                                                                                                        слайд 13

Теоретические основы КО

Система критериального оценивания учебных достижений обучающихся основана на том, что преподавание, обучение и оценивание взаимосвязаны и обеспечивают единый подход к организации учебного процесса.

                                                                                              слайд 14

Концептуальная структура системы критериального оценивания включает в себя:

  • Компетентностный подход
  • Метод «Обратный дизайн»
  • Социо-конструктивистская теория обучения
  • Теория полного усвоения
  • Таксономия целей обучения
  • Теория скаффолдинга
  • Зона ближайшего развития
  • Теория формативного оценивания
  • Теория речевой деятельности

слайд15

Компетентностный подход предполагает освоение учебной программы и оценивается через конкретные результаты, выраженные в знаниях, умениях, навыках, способностях и опыте обучающихся

                                                                                                        слайд16

Выделяют три категории компетенций:

1.Интерактивное использование инструментов: речь, символы и текст,
знание и информация, технологии

   2.Взаимодействие в разнородных группах: способность хорошо относиться к другим, сотрудничать и работать в команде

    3.Самостоятельная деятельность: способность действовать и видеть более широкую картину, формировать и реализовывать жизненные планы и личностные проекты, защищать и отстаивать права, интересы, нормы и потребности

В процессе оценивания на основе критериев ученик постепенно будет наращивать собственный потенциал компетентности и достигать ожидаемых результатов на уровне от «способен делать» до «уверен, что смогу сделать»

                                                                                                                слайд17

Обратный дизайн – это специальная технология педагогического проектирования образовательного процесса, главным критерием которого становится не содержание, а планируемые результаты обучения.

Практика показывает, что более эффективной оказывается деятельность, когда учитель, определяя цели обучения, рассматривает и проектирует процесс оценивания, и только затем планирует и проводит обучение.

                                                                                                         слайд 18   

Социо-конструктивистская теория обучения опирается на то, что обучающийся перестает быть пассивным объектом оценивания, а становится «создателем/строителем» этого процесса. Обучающийся понимает «что», «как» и «почему» будет оцениваться. Это повышает качество обратной связи, взаимодействий, саморегуляции и ответственности обучающихся и учителей

                                                                                                        слайд19

Зона ближайшего развития – создается благоприятная среда для развития обучающихся под руководством учителя и в сотрудничестве со сверстниками

                                                                                                        слайд 20

Теория скаффолдинга – это пошаговая поддержка обучающихся и использование разноуровневых заданий в оценивании

                                                                                                        слайд21

Теория формативного оценивания

      Основу оценивания составляют вопросы: «на какой стадии обучения учащиеся находятся?», «куда они стремятся в своем обучении?», и «что необходимо сделать, чтобы помочь им достигнуть этого?»

                                                                                                                 слайд 22

Ключевые стратегии формативного оценивания:

  • Разъяснение ожидаемых результатов и критериев оценивания
  • Формирование эффективных обсуждений и взаимодействий в классе
  • Предоставление обратной связи, которая будет стимулировать учащихся к достижению результатов
  • Вовлечение обучающихся в качестве источников и ресурсов взаимообучения
  • Становление обучающегося как «создателя» своего знания

слайд 23

Теория полного усвоения знаний

 Различия в успехах обучающихся можно сократить посредством трех факторов:

  1. Диагностика исходного уровня и адаптация образовательного процесса к потребностям обучающихся
  2. Поддержка мотивации обучающихся путем смягчения возможных разочарований от первых неудач
  3. Поощрение и индивидуальный подход

                                                                                                        слайд 24

Таксономия целей обучения

Цели обучения предполагают шесть уровней мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

                                                                                                        слайд 25

                                                                                                        слайд 26

                                                                                                   слайд 27

Теория речевой деятельности

Критерии оценивания по языковым предметам характеризуют 4 вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

                                                                                                        слайд 28

Для сбора данных об успеваемости и прогрессе в обучении в течение учебного года осуществляются два вида оценивания: формативное оценивание и суммативное оценивание. Суммативное оценивание включает процедуры суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть и уровень среднего образования.

                                                                                                        слайд 29

Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.

                                                                                                        слайд 30

Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения и проводится регулярно учителем в течение четверти. При формативном оценивании обучающийся имеет право на ошибку и ее исправление. Это позволяет определить возможности обучающегося, выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.

Формативное оценивание является процессом, который оказывает непосредственное влияние на рост и развитие учебных достижений и обеспечивает обратную связь между учителем и обучающимся.

Формативное оценивание должно быть неотъемлемой частью обучения, а не рассматриваться как дополнительные упражнения или тесты. Цели обучения и ожидаемые результаты по каждому из разделов учебной программы определяют содержание практики формативного оценивания.

Учитель должен охватить все цели обучения учебной программы в процессе формативного оценивания. В помощь учителю подготовлены сборники заданий для формативного оценивания, включающие критерии оценивания по целям обучения, образцы заданий с дескрипторами.

Учитель разрабатывает или подбирает задания с учетом индивидуальных особенностей своих обучающихся и контекста обучения. К каждому заданию определяются дескрипторы (шаги). Дескрипторы к заданиям должны быть ясными и точными, чтобы решение учителя при оценивании было объективным. Кроме того, дескрипторы позволяют определить, на каком этапе выполнения задания обучающийся испытывает трудности. Это способствует предоставлению конструктивной обратной связи обучающимся и родителям.

В повседневной практике формативного оценивания можно использовать различные методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся: «Две звезды и одно пожелание», «Сигналы рукой», «Светофор», «Одноминутное эссе», «Речевые образцы», «Трехминутная пауза», «Словесная оценка», викторины, опросы.

Методы формативного оценивания можно использовать на разных этапах организации учебной деятельности как в процессе объяснения темы, выполнения заданий, так и во время предоставления обратной связи обучающимся.

Методы формативного оценивания могут использоваться при организации индивидуальной, парной и групповой работы.

Важным этапом формативного оценивания является обратная связь. Обратная связь используется на различных этапах урока и позволяет учителю осуществлять непрерывное взаимодействие с учениками, в результате которого происходит корректирование и дальнейшее планирование процесса обучения.

                                                                                                        слайд 31

При предоставлении обратной связи учителю рекомендуется:

  • Отметить сильные стороны ученика
  • Избегать слов «неверно», «неправильно», без пояснения того, что выполнено неправильно
  • Давать рекомендации, каким образом исправить недочёты или улучшить работу учащегося
  • Исключить использование негативных комментариев, включающих иронию, высмеивание ответа ученика, например «глупый ответ», «как ты мог до этого додуматься»

При формативном оценивании учитель оценку не ставит, а даёт рекомендации на успешное выполнение заданий и исправление ошибок, начиная с того, что хорошо получается у ученика.

                                                                                               слайд32

Итак,  формативное оценивание (формирующее,текущее) – это

  • Текущий уровень усвоения знаний и навыков;
  • Повседневная работа;
  • Устранение пробелов и недочетов;
  • Количество вне регламента;
  • Без учета при итоговой отметке.

слайд 33

Суммативное (итоговое) оценивание – это оценивание учебных достижений по завершении изучения  определённого материала. Оно  предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

                                                                                                   слайд34

Цель суммативного оценивания – констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта.

Суммативное оценивание должно включать разноуровневые задания, которые будут демонстрировать достижения различных уровней мыслительных навыков, включая проверку уровней мышления высокого порядка: анализ, синтез и оценка.

Результаты выполненной работы по суммативному оцениванию должны быть понятными для учеников и мотивировать их к дальнейшему обучению. Обратная связь должна содержать информацию о достигнутом уровне учебных достижений для ученика и родителей  в форме рубрики.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Критериальное оценивание позволяет:

                                                                                                                 слайд 35

Учителям:

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

слайд 36

Учащимся:

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

слайд 37

Родителям:

  • Получать доказательства уровня обученности ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

слайд 38

- Просмотр фрагментов уроков учителей 1-х классов

- Выступление по теме «Плюсы и проблемы внедрения обновлённого содержания образования» Клочко С.З.

- Выступление по теме «Внедрение критериального оценивания в образовательный процесс старшей школы» Костючик Е.С.

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса  к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

              -видеоролик « Притча «Крылья» Ш.Амонашвили

Наверное  сейчас, нам учителям,  дают эти крылья, внедряя эту обновлённую программу.

Для того чтобы изучить более подробно систему критериального оценивания необходимо зайти на сайт «SMK», зарегистрироваться и найти нужную литературу.

 

 

Назар аударыңыз! Жасырын (толық) мәтінді көру үшін сайтқа тіркелуіңіз қажет.

0 пікірлер

Пікір қалдыру

Есім:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кодты еңгізіңіз: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив