Что мы слышим и произ- носим? звуки речи. слова длин- ные и короткие

тема: Что мы слышим и произ- носим? звуки речи. слова длин- ные и короткие

Школа / ДО:

Число:

Ф.и.О. педагога:

Предшкольный класс / группа

Кол-во присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения данного ОУД

0.1.1.3. делить слова на слоги, определять количество и порядок слогов в слове, определять ударный слог.

0.1.2.1        различать слова и предложения, понимать значение слов и смысл предло- жений.

0.1.2.2        отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

0.1.2.3        различать предложения по интонации (повествовательные, вопроситель- ные, восклицательные).

0.1.4.1 соблюдать интонацию, использовать в речи невербальные средства обще- ния (мимика, жесты и т. д.), слова (извините, … Послушайте! и др.).

0.2.2.1 Находить информацию в/по иллюстрации / пиктограмме/ условных обо- значениях.

0.3.3.1 ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и меж- строчное пространство, печатать в рабочей тетради в клетку / широкую линейку, писать элементы букв.

Предполагае- мый результат

все воспитанники смогут:

отвечать на простые вопросы на основе прослушанного материала.

различать слова и предложения, понимать значение слов и смысл предложений.

Большинство воспитанников смогут:

делить слова на слоги, определять их количество и порядок слогов в слове, опре- делять ударный слог.

изображать начало предложения при помощи прямоугольника с чертой и слова – при помощи прямоугольника и знака (точка, восклицательный и вопросительный знаки).

ориентироваться на странице прописи, различать рабочую строку и межстрочное пространство.

различать предложения по интонации (повествовательные, вопросительные, вос- клицательные).

Некоторые воспитанники смогут:

соблюдать интонацию, использовать в речи невербальные средства общения (мимика, жесты и т. д.), слова (извините, … Послушайте! и др.).

Находить информацию в книгах с иллюстрациями (по иллюстрации). Понимать значение четкой и правильной речи.

объяснять смысл пословиц. Понимать переносный смысл слов.

Понимать, что слова состоят из звуков.

языковая цель

развитие навыков.

воспитанники осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в диалог; пополнять пассивный и активный словарь; оценивать результаты своей работы на занятии.

Полиязычие: сөз – слово – word.

Основные термины и словосочетания: неречевые и речевые звуки, органы речи, голос, воздух.

вопросы для  обсуждения: что мы слышим и произносим? из чего состоят слова?

Предшествую- щие знания

речь; предложение; слово; слова, обозначающие предметы, действия, признаки, использование в устной речи голоса, тембра, мимики, жестов; знаки препинания; неречевые звуки.

       

 

План

Планируемое время

запланированная деятельность

ресурсы

I. создание по- ложительного эмоционального настроя

игра «разгадай ребус».

 

(г) дети делятся на три группы. каждая группа называет одно слово, делит его на слоги и вместе складывают слово из пер- вых слогов.

картинки слова

ухо, колокольчик, лыжи уколы Гиря, тапочки, ракета гитара дома, ромашка, гиря  дороги сова, балалайка, карандаш собака

 

(К) На прошлом занятии мы узнали, что мир полон звуков. как называются эти звуки? (неречевые, звуки окружающей природы и предметов).

Педагог предлагает рассмотреть картинку в азбуке-тетради. чьи песни можно услышать, если озвучить эти картинки? (ду- дочки, на ней играет куаныш, барашков, девочки – Айсулу). Но сама ли дудочка издает звуки? (нет, это пастух дует в нее). Можно ли догадаться, какую песню поют барашки? (они бле- ют)

дунул вася во дуду: «ду-ду-ду!»

А коровки вслед ему затянули дружно: «Му-у-у».

вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на заня- тии?

Мы будем говорить о звуках речи.

 

 

0-1 мин

Предметные картинки для со- ставления слов из слогов.

II. Актуализа- ция жизненного опыта. Целепо- лагание

 

 

Азбука-тетрадь.

2-5 мин

 

III. работа по теме занятия

 

 

6-25 мин

Педагог предлагает рассмотреть рисунки в тетради, назвать, кто на них изображен и что они делают.

как вы догадались о настроении героев, их намерениях? (по движениям, жестам, возгласам).

какие слова вы услышали и что они означают? («Ау!» - озна- чает заблудилась, отзовитесь. «уа!» - плачет малыш, а что зна- чит «Но!»? так погоняют лошадку. Может и мама говорить:

«Но!»? (Нет, она говорит ребенку: «На!» - то есть возьми). что говорят, когда рубят дрова? («ух!»)

кто издает все эти звуки?

Может у каждого человека спрятан магнитофон или микро- фон? (человек сам произносит слова, без всякой посторонней помощи).

Положить слова сөз – слово – word в копилочку. с помощью чего же это происходит?

Загадка:

в домике этом красные двери, А за дверями Белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

что это за «красные двери» и «белые звери»? (Губы и зубы) А это что?

если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Азбука-тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

копилка слов.

 

 

Губы, зубы, язык – это органы речи. что еще нужно, чтобы говорить?

 

(Э) Поставьте руку на горлышко (на впадинку), и попробуйте повторить песенку дудочки: «ду-ду-ду». что вы почувствова- ли? (вибрацию, горлышко дрожит).

там находятся складочки из кожи – голосовые связки, через них проходит воздух, они и создают голос. Посмотрите на схему и скажите, какие органы принимают участие в говоре- нии (губы, зубы, язык, воздушная струя, голос).

что же мы слышим и произносим? (звуки)

как вы понимаете выражение «слова звучат?» (они состоят из звуков)

Звуки мы будем обозначать квадратиком – фишкой.

иллюстрация

«рот и язык».

 

 

 

 

схема анализа артикуляции зву- ка (единая для всех звуков).

(К) Динамическая пауза. кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать. все правильно и внятно, чтоб было всем понятно Мы будем разговаривать и будем выговаривать все правильно и внятно и будет всем понятно.

(Можно выполнять любые общеразвивающие упражнения). Зачем нужно произносить слова громко, четко, внятно? (чтобы тебя хорошо понимали).

когда так говорят: «у него каша во рту»? (о человеке, кото- рый «проглатывает» звуки, нечетко произносит слова.)

 

Педагог читает стихотворение с. Михалкова «сашина каша». Живет на свете саша.

во рту у саши каша - Не рисовая каша,

Не гречневая каша, Не манка, не овсянка На сладком молоке. с утра во рту у саши

слова простые наши - слова простые наши На русском языке.

Но то, что можно внятно сказать для всех понятно, красиво, чисто, ясно, - как люди говорят, -

Наш саша так корежит, что сам понять не может: Произнесет словечко -

и сам тому не рад! он скажет:

«до свидания!» А слышится:

«до здания!»

 

 

 

 

стихотворение с. Михалкова

«сашина каша»

 

 

он спросит:

«Где галоши?» А слышно:

«Это лошадь?»

когда он вслух читает, Поймешь едва-едва:

и буквы он глотает, и целые слова.

он так спешит с налета Прочесть, спросить, сказать, как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать... он может, но не хочет За речью последить. Нам нужен переводчик его переводить.

 

работа над предложением.

Послушайте пословицу, почему так говорят: Хорошую речь приятно слушать (рассуждения детей).

Это предложение? докажите!

составим схему этого предложения. какое первое слово в предложении? как мы его обозначим? что обозначает черточ- ка? какое второе слово? как мы обозначим его? какое следу- ющее слово? и последнее?

что поставим в конце предложения? Мы выразили свою мысль, предложение закончено. (дети зарисовывают схему предложения).

какое это предложение по интонации? (Повествовательное). Произнесите его с вопросительной и восклицательной инто- нациями. что для этого надо сделать?

 

(П) Определение коротких и длинных слов на слух.

слова звучат по-разному, есть короткие, а есть длинные. дети должны на слух почувствовать короткие и длинные слова. (Много звуков – слово длинное, мало – короткое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь.

 

игра «слово можно прошагать».

дети произносят разные слова, а педагог в это время идет. По пройденному расстоянию определяют, длинное или короткое слово было сказано. (слова «прошагивают» два-три ребенка). работа в тетради.

Произнесите названия картинок, проведите стрелочки от ко- ротких слов к короткой ленточке, а от длинных - к длинной. (П) Проверьте друг друга.

Упражнение в звуковом анализе слов.

выкладывание из белых фишек слова мак, дом, луна, выде- ляя интонационно каждый звук в слове. Педагог выкладывает слова на доске, показывая, что фишки нужно ставить одну к одной («Звуки в слове, как бусинки на ниточке, идут один за другим»).

какой первый звук? (второй, третий и т.д.).

Пальчиковая гимнастика

Эта ручка правая, Эта ручка левая.

 

 

 

 

Белые фишки на каждого ребенка.

 

 

Будут ручки у меня Ловкие умелые.

Посмотри - моя ладошка как веселая гармошка: Пальчики я раздвигаю, А потом опять сдвигаю.

раз, два, три, раз, два, три. Я играю, посмотри.

Письмо. выполнить задание на разлиновке.

 

 

 

 

 

Азбука-тетрадь, простые и цвет- ные карандаши.

IV. итог заня- тия. рефлексия

 

26-30 мин

что такое звук? какие бывают звуки?

оцените свою работу, закрасьте шарик в красный или оранже- вый цвет.

объясните свой выбор.

 

0 пікірлер

Пікір қалдыру