Дифференцированное обучение на уроках русского языка в начальных классах.

Доклад:
Дифференцированное обучение на уроках русского языка
в начальных классах.

Савицкая Татьяна Павловна
учитель начальных классов
Школа – гимназия № 32 г.Астаны

Любить детей – этого мало,
Надо знать их.
Проф.М.Н.Гернет

Проблема дифференцированного обучения на уроках русского языка продолжает оставаться актуальной и в настоящее время. Именно сегодня, когда школьное образование республики находится на этапе нового старта, мы должны на своих уроках применять новые технологии, использовать такие методы и приёмы, которые позволят нам обучить и воспитать успешного человека в 21 веке.
Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Основная задача дифференцированного обучения – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Кроме того, учитывая современные тенденции в образовании, учащиеся должны овладеть умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации своих возможностей в дальнейшем обучении и в жизни в целом.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Дифференцированное обучение помогает выявить и максимально развить задатки и способности каждого ученика. Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимум знаний, умений и навыков.
Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных.
2. Изучение соответствующей литературы.
3. Выделение отдельных групп учащихся.
4. Составление или подбор дифференцированных заданий.
5. Постоянный контроль за результатами работы.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справляться самостоятельно.
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок
с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развито мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одаренностью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости дополнительно заниматься после уроков. Тем самым решается проблема дефицита свободного времени.
Вот некоторые формы и методы работы со слабыми учащимися:
• развитие зрительной памяти (например, объяснить правописание записанных на доске нескольких слов, составить с ними словосочетания, разобрать по составу);
• проверить, правильно ли выполнено задание;
• выполнение заданий на выбор (например, записать фонетический разбор слова по памяти, которое ранее было разобрано на этом уроке);
• при организации работы над ошибками;
• работа по орфографии на основе словарных диктантов: самопроверка, продолжение, с использованием сигнальных кругов, выборочные словарные диктанты;
• выполнение заданий с наличием образца;
• выполнение заданий со вспомогательными вопросами.
Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера. Именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности. Для работы с сильными учащимися на уроках русского языка можно использовать следующие формы и приемы:
1. Держать учащихся в “рабочей форме”, то есть увеличивать объем работы по их возможностям, что обеспечивает занятость учащихся на уроке.
2. Увеличивать объем работы за счет дополнительных заданий:
• выписать слова с чередующимися звуками, однокоренные слова и формы одного слова;
• подобрать к слову синонимы и антонимы;
• составить схему слов, предложений.
• применять задания повышенной трудности:
• самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника;
• самостоятельный подбор учащимися дополнительных заданий;
творческие задания: сочинения – миниатюры, сочинения по данному образцу.
Дифференцированный подход можно осуществлять на всех этапах урока.
При повторении пройденного материала больше внимания уделить тем детям, которые в этом нуждаются
Например, во время повторения разбора слов по составу можно проводить « блиц – турниры» (3-5 слов за 1-2 минуты). Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает слова трёх уровней сложности, а право выбора сложности оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества слов. Учащиеся выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.
При изучении нового отдельным учащимся необходимо после первичного объяснения, объяснить ещё раз.
При закреплении основой является выполнение самостоятельных заданий, здесь больше всего содержится возможностей для выявления способностей учащихся.
На мой взгляд, большую роль дифференциация играет и во время взаимопроверки словарных диктантов, 1-й группа проверяет работы учащихся 2-й и 3-й группы, помощь в разборе ошибок допущенных в диктантах 2-й и 3-й групп. Учащиеся 1-й и 2-й группы проверяют работы более “сильных” учеников, при такой проверке учащиеся “слабых” групп более тщательно проговаривают слова из диктанта и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.
Дифференцированное обучение происходит и на уроках развития речи при написании изложения и сочинения. После разбора всего текста учащиеся 3-й группы приступают к работе самостоятельно, 2-й и 1-й группы проводят более углубленный разбор текста, проговаривая более точно предложения, затем учащиеся 2-й группы приступают к работе самостоятельно. Учащиеся 1-й группы получают карточки – схемы или карточки с наводящими вопросами.
Таким образом, дифференцированное обучение способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильно, и постоянно поддерживать интерес к предмету. Дифференцированный подход в обучении помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Нужно чтобы каждый ученик работал в «полную меру» своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Литература: 1.Карпушина Н.А. Учитывать индивидуальные особенности детей. 2.Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. 3.Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр.соч. т.4.

0 пікірлер

Пікір қалдыру

Есім:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кодты еңгізіңіз: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив