Е. Шварц. Сказка о потерянном времени.

Литературное чтение 3-1-33

 

Дата «___»_______ ____ г                                                                                       Класс 3-«__»

 

 

Тема урока: Е. Шварц. Сказка о потерянном времени.

 

Цели:  продолжить  работу  над  «Сказкой  о  потерянном  времени» Е. Л. Шварца; работать над развитием мышления учащихся, красивой, грамотной речи.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

2–3 ученика перечитывают начало «Сказки о потерянном времени», затем учащиеся читают или рассказывают продолжение сказки, которое они придумали дома. Учитель может спросить учащихся о том, какое продолжение сказки им понравилось больше всего и почему.

 

III. Беседа о сказках.

- Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы учащихся)

Прочитайте определение из энциклопедического словаря (на доске):

“Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, чаще прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел”.

- Что такое “фольклор”? (Народное творчество)

К эпическим произведениям относятся повествовательные произведения – большинство фольклорных произведений, романы, повести, рассказы, новеллы.

“Авантюрного характера” – значит, приключенческого характера.

Назовите сказки, которые вы читали. (Ответы учащихся)

- На какие 2 группы их можно разделить? (Народные и авторские)

 

IV Физкультминутка

  1. V. Изучение нового материала.

Составление    плана  сказки 

                                 Примерный  план                                                                                 

  1. Главное слово Пети  Зубова  «Успею».
  2. Ужасное превращение.
  3. Бедный старик, несчастный  мальчик.
  4. Странный домик в  лесу, странные  дети
  5. Петя узнал тайну  часов  и  побежал  искать  других  детей-старичков.
  6. «Старички» - дети наконец вместе и  бегут  в  лес,  к домику волшебников.
  7. Ровно в полночь Петя  повернул  стрелки  на  часах.
  8. Чудом дети вернули  потерянное  время.

 

                                                                                                                                                                   -   К  какому  виду  сказок  можно   отнести   «Сказку  о  потерянном  времени»?

(Сказка  волшебная,  так  как  в  ней    дети  вдруг  превратились  в  стариков  и  старушек)

 

-  Охарактеризуйте   героев  сказки     (Петю  Зубова, Марусю  Поспелову,  Надю  Соколову,  Васю  Зайцева,  волшебников )

-    Какие  фольклорные  элементы   есть  в  этой  сказке?

-   Почему  писатель  дал  своей   сказке   такое  название?

-   О  чем  заставляет  задуматься   история Пети  и  его   « друзей -  старичков»?

– А так закончилась сказка у Евгения Шварца.

Учитель  и  ученики  читают  окончание  «Сказки  о  потерянном  времени».

– Благодаря чему школьникам опять удалось стать детьми?

– Чему их научила произошедшая с ними история?

– А чему она научила вас?

– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.

  1. VI. Итог урока.

- Понравилась вам сказка? Чем? Чему она учит? Найдите главную мысль сказки прочитайте её (– “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”).

- Как понимаете название сказки? Какой еще совет дает писатель? (– “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”)

- Прочитайте пословицу стр. 81. Как вы ее понимаете? (“Делу время – потехе час”). Какие ещё поговорки про время вы помните? (“Кончил дело – гуляй смело”)

- Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие качества вы развивали во время урока? Будете ли теперь относиться ко времени?

 

VII.Домашнее задание: из нескольких вариантов домашнего задания учащиеся могут выбрать то, которое их наиболее заинтересовало:

– перечитать  ещё  раз  «Сказку  о  потерянном  времени»  Е. Л. Шварца (с. 73-81), подготовить выразительное чтение отрывка, который наиболее заинтересовал вас, чем-то привлёк внимание;

– подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга;

– проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся).

VIII. Рефлексия.

 

0 пікірлер

Пікір қалдыру