«Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком живёт...»

Литературное чтение 3-1-34

 

Дата «___»_______ ____ г                                                                                       Класс 3-«__»

 

Тема урока: «Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком живёт...»

Поэтический родник.

 

Цели:  продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов Ю. Мориц, В. Берестовым, Б. Заходером ;; развивать воображение учеников, выразительную речь, прививать детям интерес к чтению.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Беседа о сказках.

- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)

- Сказки бывают разные. Какие сказки вы знаете?
(Волшебные – превращение лягушки в царевну, молодца – в комара, лебедя – в девицу. Про зверей – в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. 
А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки)
- На какие 2 большие группы подразделяются сказки? Чем они отличаются друг от друга?
(Народные – сложил народ, литературные – написанные автором. )
- Какие сказки мы читаем?
(литературные)

III. Физкультминутка

  1. IV. Изучение нового материала.

Чтение стихотворений стр. 82-83

- Стихотворение Бориса Заходера "Сказочка" знакомит нас с понятием "контраст": Таинственный белый дом - обычный чёрный кот.

- Подготовьте выразительное чтение первого стихотворения Ю. Мориц

 - Конкурсное чтение авторского произведения «Песенка про сказку», которую написала Ю. Мориц.

V.Беседа с детьми.

Учитель:  Пока ребята будут читать это стихотворение, вы внимательно послушайте и оцените их выступление.

(Дети рассказывают стихотворение самостоятельно или с товарищем).

Идет словесная оценка учащимися каждого выступления.

Учитель: Какими словами поэтесса назвала сказку? Найдите слова в этой песенке.

Дети: (Обожаемая, умница, прелесть)

Учитель: Какая музыка (веселая, грустная) может быть у этой песенки?

Учитель: Какова главная мысль этого стихотворения? (Зачитайте)

Дети:

Чтобы снова
Добрый злого
Победил!
Чтобы добрый
Чтобы злого
Стать хорошим
Убедил!

Учитель: А какое здесь главное, ключевое слово?

Дети: Добрый.

Учитель: О каком человеке можно так сказать «Добрый человек»?

Дети: Который делает хорошие дела, помогает другим людям.

Учитель: Разве так важно иметь доброту в сердце?

Дети: Да, без нее у тебя не будет друзей, ты будешь злой и тебе будет всегда грустно.

Учитель: Есть ли у слова «доброта» родственные, однокоренные слова? (Дети придумывают слова, а учитель выстраивает цепочку слов на доске)

Доброта – добрый – добреть – добренький – добродушный – добросовестный

(Словарная работа со словами добродушный, добросовестный)

Учитель: Что значит добродушный?

Дети: У него добрая душа, он не делает никому зла.

Учитель: Что значит добросовестный?

Дети: У этого человека добрая совесть.

Учитель: Как это? Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре.

Открыли на том месте, где лежат закладки, и ищем слово «Добросовестный». (Честно выполняющий свои обязательства).

Учитель: Ребята, я желаю вам всегда быть добросовестными. Это очень важно в жизни.

Учитель: Вот сколько слов с корнем – ДОБР-. А в чем же проявляется доброта?

Дети: В поступках, делах , отношениях.

Учитель: Очень часто говорят «Доброе дело» – как это понимать?

Дети: Это когда ты кому-то помогаешь, делаешь добро.

Учитель: Мы ведь с вами в жизни совершаем добрые дела, сделали вот такую замечательную копилку добрых дел. И я знаю, что некоторые из вас уже поместили туда записки о своих добрых делах. Расскажите нам о них.

(На столе стоит коробка- сундучок для детских записок).

Дети:

1 уч-ся: Я помогаю маме ходить в магазин за покупками.

2 уч-ся: Мы с Юлей носим Владу портфель, так как у него сломана рука.

Учитель: Так значит, вы совершаете добрые дела не для себя, а для кого-то. Тем самым, облегчая или помогая кому-то жить.

– А может и жизнь нам с вами дана на добрые дела?

 

  1. VI. Б. Заходер «Сказочка» видеоролик

VII. Итог урока.

  • Для чего люди сочиняли сказки?
  • Чему учат сказки?
  • Какую мудрость народ хотел передать поколениям, живущим после них?
  • Чем заканчивается сказка? (концовка сказки)
  • Вот и нашему уроку конец, а кто работал молодец!

 

VIII. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Ю. Мориц

 

0 пікірлер

Пікір қалдыру