ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Сочинение по иллюстрации к сказке.

Литературное чтение 3-1-35

 

Дата «___»_______ ____ г                                                                                       Класс 3-«__»

 

 

Тема урока: ПРОВЕРЬ СЕБЯ.  Сочинение по иллюстрации к сказке.

 

Цель  урока: Повторить произведения изученные в этом разделе.  Написать сочинение    по иллюстрации к сказке.  

 

Задачи  урока:

  1. Формировать навык выразительного чтения текста. Обучение написанию сочинения по картине на примере картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
  2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально – этические  качества  личности  учащихся.
  3. Развивать память, внимание, мышление.

 

Оборудование:

  • Репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-ца­ревич на Сером Волке».
  • Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
  • Карточки со словами, передающими чувства (из словаря настроений): радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жа­лость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.
  • Карточки со словами, называющими черты ха­рактера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бес­страшие, доброта, доброжелательность, доверие, по­корность судьбе, целеустремленность и др.
  • Портрет В. М. Васнецова, например работы М. В. Нестерова, или автопортрет художника.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний;  

                                              Ход урока.

 

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Повторение. Проверка домашнего задания.

 

 

3.

 Сообщение темы и целей урока.

4.

Ответы на вопросы учебника.

 

1.   Назови народные сказки. Какая из них тебе боль­ше всего понравилась? Почему?

2.   Чем отличается литературная (авторская) сказка от народной? Назови литературные сказки.

3.   Определи, к какому виду сказок относится «Жад­ный бай и Алдаркосе». Чему она учит?

4.   Назови сказку А. С. Пушкина. Почему она от­носится к литературной? Можно ли её назвать волшебной?

5.   В какой сказке герои брали без спросу чужое и бы­ли наказаны за это?

6.   В какой сказке герой был наказан за эгоизм* и жес­токость?

7.   Узнай сказки по строчкам:

«Свет мой зеркальце, скажи да всю правду доло­жи...»;

«Я молю тебя, пойдём со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви...»; «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»

5.

Сочинение.

 

I этап. Подготовка учителя.

Картина В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» написана на сказочный сюжет. Художник вы­брал один из самых драматических эпизодов повество­вания: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке через лесные дебри. Опасность грозит ге­роям отовсюду: погоня осталась позади (но не догоняют ли?), впереди — неизвестность (что она таит?), под но­гами — болото, над головой нависают ветви старых де­ревьев. Формат, композиция, цветовое и световое ре­шение картины соответствуют теме и основной мысли (замыслу) картины.

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опас­ность может поджидать с любой стороны, но мы ее не можем увидеть. Формат подчеркивает также устрем­ленность в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невоз­можно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зри­теля, создает впечатление определенной причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выраже­нию основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, теплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключенные как бы в овал, кон­трастируют с темным, мрачным фоном леса, суровость, жесткость которого подчеркивается почти геометричес­ки правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры глав­ных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от како­го-то неизвестного источника света, находящегося впе­реди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрас­ной. Свет — отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

Что касается цвета, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана- царевича и красные ножны его меча, его красные сапо­ги, алый язык волка. Красный цвет — сигнал опаснос­ти, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

 

 

II этап. Подготовка учащихся.

Проведение выборочного диктанта по тексту «Дет­ство художника» с заданием выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?, определить их число.

ДЕТСТВО ХУДОЖНИКА

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошли в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был там священником. Он знако­мил детей с науками, помогал видеть красоту окру­жающего мира, учил рисовать и петь. Он читал де­тям рассказы о русских святых, о могучих богаты­рях, сказки.

У Васнецовых был большой светлый дом. Перед до­мом находился колодец с чистой студеной водой, рос огромный вяз, который посадил отец.

За домом было место, где играли братья Васнецовы и их друзья. Там Виктор и Аполлинарий вылепили из глины большой игрушечный дом. Рядом пристроили крестьянский поселок. Здесь были мельница и пекар­ня, где выпекали глиняные калачи. Телегами при игре служили лапти.

Во время осеннего праздника площадь перед церко­вью превращалась в веселую ярмарку. Сюда везли рас­писные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашен­ные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка, где продавались иконы и книги.

Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины, где сказка и быль сливались воедино.

 

 

III этап. Сочинение по картине.

1.                  Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

Сегодня мы попадем в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте про­иллюстрировать его с помощью движений рук.

Иллюстрирование сказки с помощью движения рук может сопровождаться музыкальным фрагментом «Бит­ва с мышами» из балета П. И. Чайковского «Щелкун­чик». Дети выполняют движения вместе с учителем.

«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: (1) поле­зай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. (2) Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. (3) А в клетке сидит Жар-птица, золо­тые зернышки клюет. (4) Хвост то раскроет, то закро­ет, то раскроет, то закроет. (5) Ты птицу возьми, за па­зуху положи, да смотри клетки не трогай!»

Движения рук: (1) указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» — раздвинутым пальцам левой руки. (2) Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко. (3) С помощью указатель­ного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюет зерна. (4) С по­мощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются. (5) Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»).

Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.

Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уде­лял им в своем творчестве Виктор Михайлович Васне­цов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов создает такие картины, как «Аленуш­ка», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Витязь на распу­тье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Сегодня мы познакомимся по­ближе с его картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В. М. Васнецове. Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художни­ка или его автопортрета.

3. Сравнение темы и основной мысли сказки и кар­тины.

— Обратите внимание на названия сказки и карти­ны. (Они записываются на доске друг под другом.)

Сказка — «Иван-царевич и серый волк».

Картина — «Иван-царевич на Сером Волке».

Чем отличаются названия картины и сказки? Поче­му слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к это­му персонажу? Почему в названии картины использо­ван не союз и у как бы соединяющий героев, а предлог на? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражен только один эпизод сказки).

Учитель предлагает детям сравнить эпизод из сказ­ки, соответствующий картине, и саму картину.

Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.

1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.

2.             Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еле­ной Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

3.             Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Еле­ну Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в род­ную сторону.

После этого учитель обращает внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, по­мчался, поехал) и просит определить, какое из слов передает самое быстрое движение. Второй отрывок прочитывается еще раз, в более полном варианте, вы­деляется слово, передающее основное настроение фрагмента:

«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настига­ет его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».

4.  Рассматривание картины.

Рассматривание картины после ее сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выра­жения определенного настроения и основной мысли.

5.  Беседа по картине. Комплексный анализ карти­ны под руководством учителя.

Вопросы учителя к учащимся:

- Каково общее впечатление от картины?

- Какие чувства она вызывает? Для ответа мо­жете использовать словарь настроений.

- Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. По­смотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

- Какие особенности живописного полотна позво­ляют вам это утверждать? (Картина расположена вер­тикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади — неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых пре­следователей. Серый Волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения спра­ва налево, как бы навстречу нашему взгляду, устрем­ленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого дви­жения языком. Все герои заключены как бы в крас­ный, неправильной формы четырехугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные са­поги, красный язык Волка. Красный цвет тоже стано­вится средством, позволяющим выразить тревогу, ощу­щение опасности.)

- Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины — Ивана-царевича и Елену Пре­красную, мчащихся через лес на Сером Волке? Ка­кую роль играют здесь композиция картины, освеще­ние и краски?

- Сравните центр картины и фон. Как художник передает контраст между ними? (Теплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной — и тем­ные, мрачные деревья, лишенные листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключенные в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; цен­тральные фигуры, как бы освещенные со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т. д.)

- Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетенные яблоньки, являющиеся как бы ли­рическим повтором образов главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зеленого листочка, и т. д.)

- Как Васнецов изображает Серого Волка? Что от­личает его от реального зверя и делает волшебным по­мощником героя? (Лапы Волка не касаются земли — он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж кар­тины смотрит вперед и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждет героев.)

6.  Выявление основных микротем картины.

Для работы на данном этапе учащиеся используют записи, сделанные в «корреспондентском блокноте». Наблюдения, сделанные детьми, обобщаются на основе таблицы, состоящей из трех частей и написанной на доске.

Кто?Что?             Какой?            Что делает?

Иван-царевич                   смелый                      сидит верхом на Сером Волке

                                 храбрый                     крепко держит Елену Прекрасную            

                                           красивый                    с тревогой глядит назад

При работе над данной картиной могут быть выде­лены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цве­тущие яблоньки как лирический повтор образов глав­ных героев; лес; болото и др.

7.Составление плана сочинения. (Коллективного или индивидуального — это зависит от уровня разви­тия учащихся класса и умения писать сочинения-опи­сания по картине.)

Структура текста-описания может быть предъявле­на детям в виде графической или словесной модели. На ее основе составляется план сочинения.

План должен включать, как минимум, три основ­ные части: вступление, где указывается предмет опи­сания, имеется указание на автора и название карти­ны; описание самой картины по выделенным микроте­мам; заключительную часть, содержащую оценку картины, ее общее настроение, основную идею.

Примерный план может быть таким:

а)       Художник-сказочник.

б)      Главные герои картины, их облик, мысли и чув­ства.

в)       Тайны волшебного леса.

г)       Чувства, навеянные картиной.

8.Коллективное устное составление речевого вы­сказывания по отдельным частям плана.

Здесь внимание обращается на то, как можно на­чать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны вари­анты начала и концовки. Например, варианты нача­ла: «Перед нами картина известного русского худож­ника...», «На картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены...», «Знаменитый рус­ский художник В. М. Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Од­ной из любимых моих картин является произведение (полотно) В. М. Васнецова...» и др.

9.Орфографическая подготовка.

Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из «корреспон­дентских блокнотов» детей.

10.Уточнение требований к основному типу текста (описанию), стилю речи (художественному), отбору языковых средств.

11.Самостоятельная письменная работа. Написа­ние сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем,— на чистовике.

В зависимости от речевой подготовки класса учи­тель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана- царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной). Посколь­ку это творческое задание рассчитано на самостоятель­ное решение темы, учитель плана сочинения не пред­лагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени од­ного из героев.

IV этап. Работа над редактированием текста.

Основные этапы:

1.              Оценка учителем результатов работы класса в це­лом.

2.              Зачитывание учителем отдельных удачных и не­удачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.

3.              Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своем сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе са­мым удачным».)

4.              Работа над ошибками (групповая и индивиду­альная).

 

Приведем пример сочинения учащегося, написан­ного от имени Серого Волка.

«Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землей и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озера хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широ­кий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человечес­кие, видят любую даль и освещают любую тьму.

Я легко несу свою ношу — Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперед, но вижу и то, что сзади.

Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спа­су, помогу, уберегу от беды». (Саша Ф.)

 

 

 

 

 

6.

Итог урока.

 

 - Какие сказки называются “народными”? (Сказки, придуманные народом, у них нет конкретного автора)
 - Какое еще они носят название? (Фольклорные сказки)
- Какие сказки называют “авторскими”? (Если есть конкретный автор сказочник)
- Есть ли сходство между народными и авторскими сказками? (Есть сказочная концовка, добро и зло, волшебные предметы, троекратный повтор, простой, понятный язык)

 

7.

Домашнее задание.

 

Прочитать народную волшебную сказку.

 

  1. 8. Рефлексия.

 

 

 

 

 

0 пікірлер

Пікір қалдыру