Внеклассное чтение. Жихариха. (Русская народная сказка)

В. М. Васнецов «Иван-ца­ревич на Сером Волке».

 

 

 

 

 

 

 

Литературное чтение 3-1-36

 

Дата «___»_______ ____ г                                                                                       Класс 3-«__»

 

 

Тема урока: Внеклассное чтение. Жихариха. (Русская народная сказка)

 

Цели: прививать учащимся интерес к устному творчеству русского народа,; работать над развитием речи, мышления, учить детей различать добро и зло, сопереживать.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают докучные сказки, которые они вспомнили или прочитали. Некоторые сказки можно выучить наизусть со всем классом.

Среди детей можно организовать конкурс на «Самую-самую докучную сказку», «Самую короткую сказку», «Сказку – нескладушки–неладушки», «Самого докучливого сказочника» и т. д. (Дети-победители могут быть награждены шуточными медальками.)

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

  1. Подготовка восприятия учащихся к изучению  нового  материала.

Звучит фонограмма песни «В мире много сказок».

– Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Согласны ли вы с изречением знаменитого поэта и сказочника?

– Обоснуйте ваше мнение.

– Как вы думаете, легко ли сочинять сказки?

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

– А есть ли у вас любимые сказки?

– Какими словами обычно начинаются сказки?

– Какими словами часто заканчиваются сказки?

– Начало сказки называется зачином, а ее окончание, заключительная часть – концовкой.

– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Жихариха».

  1. Работа над сказкой.

Беседа после прочтения сказки:

- Понравилась сказка? Что же в ней было сказочного, что не бывает в обычной жизни? (Дети отвечают)

-  (резюмируя и подчёркивая важную мысль): Да, в сказках всё может случиться, потому что сказка – это история, которая не может произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия, волшебство.

-  А, Жихарка, вам понравился? Чем?

- Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё его можно похвалить? (Сообразительный, находчивый, смелый, ловкий, удалец, молодец и т.п.)

 - Ребята, а как жили Жихарка, кот и петух? (Дружно.)

-  Да, правильно. Кот и петух куда уходили?

- А Жикарка что делал? (Дети отвечают)

-  Каким словом в сказке об этом говорится?

- Жикарка домовничал.

-  Как вы считаете, хозяйственность, домовитость – это мужские качества? (Ответы детей)

-  Когда в доме есть мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об этом говорится в русских пословицах:

Всякий дом хозяином славится. 
Без хозяина дом плачет.

 

-Какие ещё мужские качества вы заметили у Жихарки?

- А почему Жихарка клал Петуху и Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую, ручку золочённую ? (Дети отвечают)

 

  • (резюмирует ответы детей, подчёркивает главную мысль): Потому что этим в сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин, за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит русская пословица:

Порядок в доме есть - хозяину честь.

- Давайте рассмотрим внимательно, что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети называют)

- Где спрятался Жихарка от лисы? Под печкой.

- В какой ещё сказке детей спасла печка? Гуси-лебеди.

-  Давайте вспомним, как Машенька обращалась к печке? Печка-матушка, спрячь нас.

- Печь очень важна для крестьянского дома, она даёт тепло и еду.

- Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у Жихарки, Кота и Петуха?  Из дерева.

-  у всех ли были свои тарелки в крестьянской избе? (Дети отвечают)

- Как правило, ели из общего котелка (чугунка). По очереди, каждый своей ложкой, как и в нашей сказке.

Учитель показывает предметы и их назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные жернова для перемалывания зерен в муку.

  1. Итог урока.

– Какие чувства пробудил в вас урок?

– О чем заставил задуматься?

Домашнее задание: перечитать сказку подготовить пересказ сказки и выразительное чтение особенно впечатлившего вас отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке.

 

0 пікірлер

Пікір қалдыру

Есім:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Кодты еңгізіңіз: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив